ВОЕННЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ АЛЕКСАНДР ФЕДОРЧАК: ОСМЫСЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ

MILITARY CORRESPONDENT ALEXANDER FEDORCHAK: UNDERSTANDING HIS CREATIVE BIOGRAPHY

JOURNAL: «Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philological sciences», Volume 11 (77), № 3, 2025

Publication text (PDF): Download

UDK: 070

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION AUTHORS:

Pervykh D. K., V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation

TYPE: Article

DOI: https://10.29039/2413-1679-2025-11-3-12-26

PAGES: from 12 to 26

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: Alexander Fedorchak, war correspondent, history of Russian military journalism, journalism of the special military operation.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article attempts to comprehend the creative biography of Alexander Fedorchak, a war correspondent for Izvestia. By systematizing facts from Fedorchak’s professional life and conducting a comprehensive analysis of his works, the article reveals the specific personal, creative, and professional attitudes of the journalist. A. Fedorchak’s creative potential was based not only on his determination, skill in the craft, and patriotism, but also on his individual approach to presenting material: using the method of participant observation in each report, engaging in a confidential conversation with the audience, and employing various means of communication to establish contact, as well as experiencing and conveying his impressions to the audience. This approach allowed the audience not only to receive information and witness the events, but also to «live through» them alongside the author, capturing not only the names and facts, but also the emotional and moral content of the events. Alexander Fedorchak, who grew up as a sports journalist and is passionate about football, has made a firm decision to be where his homeland and profession need him. The special military operation has played a fateful role in the reporter’s life, but it has also forever etched his name in the history of Russian military journalism, placing him alongside the war correspondents of the Great Patriotic War and other heroes of the Hall of Fame of Crimean Journalism at the Institute of Media Communications, Medical Technologies, and Design at the Vernadsky Crimean Federal University.

ВВЕДЕНИЕ

В научной литературе нечасто встретишь работы, посвященные творческим биографиям современных отечественных военкоров. Тому, разумеется, есть вполне объективные причины; скажем, недостаток биографических сведений о журналистах, действующих в военных условиях. В нынешней обстановке обнародование личной информации может быть попросту опасным и для самого военкора, и для его близких.

Но наряду с этим заметна и некоторая инертность наших научных интересов. Мы зачастую «не видим» даже те факты, которые находятся в открытом доступе и могут многое объяснить в специфике сегодняшнего журналистского труда «за ленточкой». Ситуация такова, что наши ведущие военкоры уже стали людьми со всероссийской и мировой известностью, между тем научный анализ их творчества делает только первые шаги.

Заметно, что СВО значительно актуализировала звучание соответствующих вопросов в научном дискурсе. Внимание исследователей сосредоточивается на изучении истории российской военной журналистики [2; 6; 9; 15; 32], профессиональных и этических стандартов военной журналистики [24; 33], методов манипулятивного воздействия на аудиторию [29; 30], способов ведения информационной войны [4; 21; 22] и т. д. И все же научные публикации, посвященные индивидуальному творчеству современных военных журналистов и публицистов, являются редкостью. И на этом фоне, думается, симптоматично, что большое внимание журналистике СВО уделяют крымские ученые (А. П. Мащенко [16; 17], В. В. Орехов [19; 20], Д. К. Первых [25; 26]). Это, по всей видимости, связано с тем, что крымчане в силу сложных исторических обстоятельств острее чувствуют закономерность проведения специальной военной операции, с особым напряжением следят за ее ходом, а стало быть, высоко ценят и фронтовую информацию, и работу тех, кто эту информацию доносит.

Стремительность и накал свершающихся событий, глобальные исторические подвижки, быстрая смена военной стратегии и тактики, взрывное развитие информационных возможностей рождают новые творческие принципы и новых, самобытных авторов. К сожалению, риски профессии военного журналиста настолько высоки, что многие современные корреспонденты так и не смогли полностью реализовать свой творческий потенциал. Имена этих военных журналистов теперь принадлежат истории: Андрей Стенин, Ростислав Журавлев, Борис Максудов, Семён Ерёмин, Владлен Татарский, Анна Прокофьева, Никита Гольдин и многие другие. Думается, долг науки – сосредоточиться в первую очередь на творческом наследии этих авторов, с одной стороны, отдавая таким образом, дань памяти, а с другой – поставив достижения этих людей на службу военной журналистике.

Открытая непрекращающаяся охота украинских националистов на российских военных журналистов является лишь подтверждением высокой значимости их работы. В созданной Союзом журналистов России Галерее памяти и славы журналистов, погибших при исполнении профессионального долга в результате военных конфликтов, только с 2014 г. по настоящее время числятся 38 человек, шестеро из которых ушли из жизни в первое полугодие 2025 г. [5]. И если раньше надпись «Пресса» на каске или бронежилете защищала журналистов, помогала работать в зоне боевых действий, то сегодня она, напротив, является мишенью для врага. «Ещё в 2000-х годах на любом конфликте мы не позволяли себе выйти без бронежилета с буквами ТВ. А теперь это означает для наших врагов стопроцентную мишень. Идёт охота на журналистов гораздо пристальнее, чем охота даже на офицеров. Никогда ещё журналистский труд не был так опасен на войне», – констатировал генеральный директор ТАСС Андрей Кондрашов в ходе прощания с военным корреспондентом портала News.ru Никитой Цицаги 22 июня 2024 года [28].

Цель настоящей статьи – реконструировать творческую биографию военного корреспондента Александра Федорчака, крымчанина, выпускника кафедры журналистики Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, погибшего 24 марта 2025 г. на территории Луганской Народной Республики в результате артиллерийского удара по машине, в которой военкор «Известий» Федорчак с журналистами телеканала «Звезда» ехал на очередную съемку.

Александр Сергеевич Федорчак (29 июля 1996 г. – 24 марта 2025 г.)

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

По праву и долгу памяти

Ценность работы Александра Федорчака в зоне СВО стала очевидна для нас давно. Еще при жизни военкора нами был задуман цикл видеолекций «История российской военной журналистики», где одним из самостоятельных сюжетов должен был стать рассказ о работе Александра Федорчака [10], и об этом мы еще будем говорить подробно. Но объяснимо, что гибель журналиста сделала для нас особенно дорогим всякий факт его личной и профессиональной биографии. Смерть Александра Федорчака глубоко поразила его коллег и недавних учителей. Если раньше Александр воспринимался как перспективный журналист, успехи которого побуждали к оптимистичным прогнозам, то теперь мы оказались перед лицом скорбной, но необходимой задачи – подвести итоги его недолгого, но насыщенного творческого пути. Так было решено собирать материалы об Александре Федорчаке незамедлительно, по горячим следам, пока остаются те, кто его хорошо знает и помнит: родители, школьные и университетские преподаватели, коллеги и друзья. В научный оборот основная часть материалов вводится впервые. Некоторые авторские наработки вошли в книгу воспоминаний «Александр Федорчак: сын, друг, военкор» [26], презентованную 29 июля 2025 г. ко дню рождения журналиста-героя. Материалом для настоящей статьи, помимо открытых источников (репортажей Александра Федорчака, репортажей об Александре Федорчаке, публикаций на его странице, а также в аккаунтах его коллег в социальной сети «ВКонтакте»), послужили личная переписка журналиста с автором настоящей статьи Д. К. Первых, а также интервью, которое он дал студентке КФУ им. В. И. Вернадского М. И. Гизатулиной 3 октября 2024 г. во время проведения II Медиафорума «Журналистика в период специальной военной операции». Итак, по порядку.

Первые шаги в профессию

Александр Сергеевич Федорчак родился 29 июля 1996 г. в крымском посёлке Нижнегорский, там же окончил школу-лицей № 1, которая с 19 июня 2025 г. носит его имя. О журналистике мечтал с детства, правда, не о военной, а о спортивной. Уже в пятом классе стал заниматься в школьном пресс-центре и писать заметки в учебную газету, а в 11 классе опубликовал свою первую «настоящую» статью. В районной газете «Нижнегорье» в рубрике «Подводя итоги года» вышел его материал «Футбол и нижнегорцы»:

«В каждом уголке мира эта игра вызывает восторг у множества людей. Кто-то не понимает смысла игры или просто на дух не переносит, а для кого-то футбол – смысл жизни, без которого невозможно представить ничего больше. Не обошла стороной игра и наш поселок. Впервые за долгие годы наш футбол был представлен в чемпионате Крыма, вернее сказать, на первенстве КРО ФСО “Колос”. Причем не одним, а сразу двумя участниками» [36].

Для 11-классника статья видится как вполне достойная, логично выстроенная, с подробностями, фамилиями, написана с заметной увлеченностью и футболом, и журналистикой. Школьные учителя вспоминают, что Александр Федорчак был душой коллектива, заражал всех своей добротой и оптимизмом. Окончив школу, 17-летний Александр Федорчак поступил на факультет славянской филологии и журналистики Таврического национального университета им. В. И. Вернадского (который вскоре был переименован в Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского). Первые шаги в профессии начал делать, ещё обучаясь в университете, стажировался в газете «Московский комсомолец в Крыму». Первое время, безусловно, писал порою несколько неуклюже, по-ученически, но смекалка и настойчивость позволяли быстро осваивать мастерство. Получил свое первое журналистское удостоверение – и радости его не было предела.

«Кажется, год 2016-й. Первое его удостоверение, – узнав о гибели Федорчака, вспоминает на своей странице в ВК главный редактор газеты «Московский комсомолец в Крыму» М. В. Львовски. – Позже, когда в армии отслужил, вернулся, написал мне – путевка в жизнь. Момент для ребят важный: это ещё до диплома они определяются быть журналистами. Тут надо поддержать, придать уверенности и ускорения – а там и звезды близко. Сейчас просмотрел, мы с ним сотни две заметок подготовили – оттачивали, так сказать, начиная с того, что в подписи – сначала имя, потом фамилия… Я его часто вспоминаю и вспоминать буду – история весёлая, из которой ясно, что за паренёк – с фантазией, с характером». Далее главред «МК в Крыму» рассказывает случившуюся с Федорчаком курьезную историю из спортивной журналистики, в которую, по чести сказать, мог бы попасть почти любой начинающий журналист: «Как-то матч чемпионата Премьер-лиги Крымского футбольного союза был прерван на 5-й минуте – «Кызылташ» в неполном составе вышел и вдобавок их игрока “срубили” в самом начале игры, на поле осталось шесть футболистов. По регламенту матч нельзя было продолжать, всех увели с поля, в протоколе и на сайте КФС остался счёт – 0:0. Ну и Саша расписал остальные 85 минут: «Команды обменивались острыми выпадами, но хорошо сыграла защита, и вратари не подвели <…>». Естественно, репортаж не остался без внимания всех причастных – от команд до руководства лиги. И тут важно автора, а тогда же и студента, поддержать, ободрить – нормально, Саня – пиши дальше. Много еще было, но репортёр-то из него хороший в итоге вышел… Дальнейшую его биографию вы теперь хорошо знаете» [14]. Позиция редактора вполне понятна: всякий профессионал знает, что именно подобные курьезные промашки становятся лучшим учебником ремесла. Главное, чтобы человек был готов воспринимать уроки, а корреспондент Федорчак умел учиться.

После «Московского комсомольца» Александр Федорчак пробовал себя в Крымском информационном агентстве. Там его запомнили как большого поклонника спортивной журналистики и добродушного парня: «Эх, Сашка. Пришёл к нам в Крымское информационное агентство совсем зеленым студентом, – в день гибели Федорчака писала в ВК Ольга Леонова (сегодня – шеф-редактор специальных проектов РИА Новости Крым, а тогда, в 2017 г., журналист КИА).  – Хотел писать только о спорте. От нас же ушёл в армию, в морпехи. Был всегда юным, свежим каким-то, как мишка Тедди; легким, поесть любил, Крым любил, профессию любил. Звоню тем, кто его знал. Все плачут. По Сашке сложно не плакать: он ни с кем не ругался, никому не желал зла. Пинай свой любимый футбольный мяч на вечнозёленых лугах, Сашка» [13].

В армию Александра Федорчака провожали всем миром: и коллеги, и одногруппники, и преподаватели. Год отслужил в Севастополе, в морской пехоте, вернулся осенью 2018 г. – и тут же устроился на телеканал «Крым 24». Там прошел путь от корреспондента, ведущего аналитической передачи «Главное», редактора, документалиста – до руководителя феодосийского филиала канала. В декабре 2021 г. был удостоен чести отправиться от крымского телевидения корреспондентом на ежегодную итоговую пресс-конференцию президента В. В. Путина. И даже в серьезном, почти протокольном сюжете Александр использовал свою неизменную доверительную манеру повествования, что, конечно, нравилось и подкупало зрителя. «Мы изначально хотели прикрепить вот эту табличку с надписью “Вопрос из Крыма” к воздушному шарику, чтобы нас било видно из любого конца зала. Но в зоне досмотра воздушный шар забрали. И теперь буду пытаться вытянуть ее как можно выше. А может, даже придется и подпрыгнуть», – говорит и одновременно прыгает в кадре корреспондент Александр Федорчак [10]. Тогда Саше улыбнулась удача: табличку заметили, и ему удалось задать президенту вопросы о том, когда на полуострове улучшится качество мобильной связи и когда федеральные операторы начнут работать в регионе.

На «Крыме 24» в 2021 г. Александр Федорчак снял свой первый документальный фильм «Политика футбола» о том, как крымский футбол живет в новой реальности после 2015 г., в изоляции от большого футбола [31]. Пытался ответить на вопросы: как быть тем, кто посвятил этой игре всю свою жизнь; есть ли шанс, что крымские клубы будут играть на Чемпионате России и на международной арене?

Там же, на ТРК «Крым», вел аналитическую передачу «Главное» – новое для Саши амплуа: не корреспондент, а ведущий в студии. Снял цикл документальных передач «Межсезонье» о том, как живут маленькие курортные поселки, когда туристы уезжают. В каждой работе прослеживается манера Саши: попробовать на себе, потрогать своими руками, прожить вместе со своими героями. Например, ведет Александр Федорчак прямой репортаж прямо из разбитой старой лодки: «На пляже в Поповке людей сейчас нет, зато есть вот такая лодка. Судя по ее состоянию, она стоит здесь уже несколько лет и ее не убирают даже в курортный сезон». И далее: «В селе Береговое есть свой уникальный “золотой пляж”, но с недавних пор здесь появился вот такой импровизированный бассейн. Я здесь первый раз, пошел прямо по луже, а для местных жителей оборудовали вот такие пандусы», рассказывает журналист, уверенно шагая в декабре босиком прямо по грязной жиже [7]. Метод включённого наблюдения прослеживается абсолютно во всех репортажах Федорчака.

В зоне СВО

Работая на телеканале «Крым 24», Александр Федорчак стал делать первые выезды на освобожденные территории, в Донецк, Мелитополь, Херсон, но не военным журналистом, а обычным корреспондентом (региональных журналистов военкорами аккредитуют редко, это прерогатива «федералов»), сопровождая гуманитарные грузы, освещая жизнь мирных жителей. «Когда Саша сказал, что поедет на новые территории с гуманитарным грузом, я возражал. А через несколько дней он прислал своё фото в каске, сделанное на площади Херсона. Мы с женой, конечно, очень переживали, но понимали, что сын не мог поступить иначе», – вспоминает отец корреспондента С. И. Федорчак на вечере памяти, приуроченном ко дню рождения Александра Федорчака 29 июля 2025 г.

 Александр Федорчак делал репортажи о том, как добровольцы-строители помогают налаживать в шахтёрской столице мирную жизнь, как готовят школы и детские сады к осенне-зимнему сезону и др. Привлекают внимание переданные с душевной теплотой истории Федорчака о местных жителях. Тогда же, на «Крыме 24», Александр Федорчак впервые надевает каску и бронежилет, все плотнее приближаясь к линии боевого соприкосновения, снимая репортажи о добровольцах казачьего штурмового батальона «Таврида», батальона «Крым» [11]. Становится понятно, что журналист все больше и больше погружается в специфику военной журналистики, начинает разбираться в калибрах снарядов, орудиях, на слух понимает, чем стреляют, кто стреляет и насколько все опасно.

В октябре 2022 г. Александр Федорчак переходит на федеральный телеканал «Звезда». Это, безусловно, большой успех. Там он растет как журналист, работая не только в телевизионном формате, но и в текстовом, создавая мультимедийные материалы, сопровождающиеся небольшими эксклюзивными видео. Редакционные задания разные – Федорчак освещает и привычные бытовые темы, и выезжает на освобожденные территории.

Один из первых, очень ответственных, сложных и опасных выездов – на «Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича», где несколько недель шли тяжелые бои с украинскими националистами.

«Сейчас на месте, где когда-то стояли цеха, можно увидеть много разрушенной украинской техники, пишет Александр Федорчак. – Националисты укрывались в этих цехах, но, когда поняли, что шансов победить нет, начали покидать территорию комбината. Последствия этого бегства разгребают до сих пор. Прокатные цеха сейчас больше напоминают свалку, где каждый метр несет смертельную опасность. Находясь на территории, надо смотреть под ноги – всюду лежат неразорвавшиеся снаряды и другие взрывоопасные предметы. Территорию ежедневно обследуют бойцы сводного отряда учебного центра инженерных войск. Внутри комбината много металла, поэтому работают саперы без миноискателей» [37].

Дальше – «Азовсталь». Ощущения от увиденного довольно точно передает короткая запись Саши в ВК 23 апреля 2023 г.: «Азовсталь! Даже спустя год – страшно! Хотя мы улыбаемся» [34]. Потом – Угледар. Федорчак рассказывает, как украинские боевики попытались наступать под Угледаром, но попали под удар артиллерии. Съемочная группа «Звезды» во главе с корреспондентом Александром Федорчаком пешком пробиралась больше километра вдоль лесополосы. Шквалистый ветер и шквальный огонь. Оказалось, что в этот момент противник попытался пойти в наступление со стороны Угледара.  Штурмовые группы боевиков атаковали в районе с. Павловка. Вместе с пехотой, танками и БМП в бою побывал и Александр Федорчак [38].

Военкоровский опыт набирался стремительно, нарабатывались не только военная терминология, исторический фактаж, но и знания о жизни. 20 апреля 2023 г. выходит репортаж военкора Федорчака с «Азовстали», завода, напоминающего декорации фильма об апокалипсисе. Демонстрирует Федорчак зрителям «Звезды» и шокирующие кадры орудий пыток укронацистов: электрический стул и заглушенный противогаз, дышать в котором невозможно [35].

С весны 2023 г. командировки на новые территории стали для Александра Федорчака регулярными и привычными. Каждая съемка опасная, и неизвестно, чем она завершится. Для бойцов военкор Федорчак становится «своим», они его хорошо знают, с удовольствием принимают и очень уважают. А уважение бойцов, как известно, нужно заслужить. Военные командировки становятся все дольше, продолжительнее, по месяцу и два, а военная журналистика Александра Федорчака – все серьезнее. Увлекает, затягивает. Это и объяснимо: во-первых, всё по-мужски, по-настоящему, а во-вторых, кто, если не он? «Кто, если не я?», – это девиз Саши. Он не был тем, кто избегал трудностей, он не был тем, кто прикрывался другими. Честный, искренний, большой патриот России, преданный своей семье, своему делу, футболу.

Из воспоминаний Александра Мащенко, директора Института медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна КФУ им. В. И. Вернадского:

«Было сразу видно честного, искреннего парня. Важнейшее качество для журналистики. И честность, и искренность, и то, что парень, тоже. Не посылать же писать и рассказывать о войне девчонок, в конце концов. Он страшно любил футбол, а я, очень большой, с детства, любитель футбола, над ним подшучивал, говорил: “Саша, в жизни есть ещё что-то, кроме мячика…”. Он пару лет, кажется, не понимал, а потом понял. <…> Помню его прошлой осенью, улыбающегося, у него была очень обаятельная улыбка, на форуме “Журналистика в период специальной военной операции”, на мастер-классе для наших студентов. Очень рад, что наши нынешние студенты его видели, слушали, задавали ему вопросы. Надеюсь, запомнят на всю жизнь. Это круче любых лекций самых крутых преподавателей» [1].

В форумах «Журналистика в период специальной военной операции», которые ежегодно проводятся в Крымском федеральном университете им. В. И. Вернадского, Александр Федорчак участвовал дважды. Первый раз – корреспондентом телеканала «Звезда», второй – «Известий». На первом форуме, в сентябре 2023 г., очно присутствовать не смог, прислал участникам форума видеообращение, в котором рассказал о своем опыте военкорства, вспоминал и благодарил родную кафедру и ее преподавателей. Надо сказать, благодарность, неравнодушие, участливость и скромность – черты Федорчака, которые отмечают все, кто его знал. Скажете, что часто так бывает: человек погиб – и его начинают идеализировать? Нет. В случае с Федорчаком идеализировать не приходится. 

В октябре 2024 г. Александр Федорчак, уже военный корреспондент «Известий», специально приехал в Крым для участия во втором форуме «Журналистика в период специальной военной операции». Выступал очень скромно, стесняясь, не чувствуя, насколько он заслуженный. Провел со студентами творческую встречу. Настоящему военному корреспонденту, да еще и выпускнику КФУ, слушатели задавали множество вопросов, отпускать не хотели.

В тот же день он записал интервью для студентки Крымского федерального университета М. И. Гизатулиной, которая темой дипломной работы выбрала «Жизнь и творчество военного корреспондента Александра Федорчака». Снимали долго, Саша терпеливо перезаписывал неудачные дубли, всячески подбадривая интервьюера. Терпеливость и понимание выдавали и его профессионализм, и его человеческие качества: «Все нормально, не переживай. Надо – запишем. Представь, что меня здесь нет. Я твой друг, с которым ты просто хочешь поговорить» [9], – дает советы начинающей журналистке Александр Федорчак.

Не оставлял Федорчак и хобби – футбол. Иногда в Москве ему выдавалась возможность комментировать футбольные матчи, и от любимого занятия Саша никогда не отказывался. Придя однажды в военную журналистику, уйти сложно, затягивает, увлекает. Федорчак, несмотря на свою страсть к спортивной журналистике, с военной завершать не планировал. В то же время он отдавал себе отчет в рискованности профессии и очень серьёзно относился к собственной безопасности и безопасности товарищей, утверждая, что «ни один красивый кадр не стоит человеческой жизни» [8]. В каждой поездке, на каждой съемке Александр Федорчак старался найти и показать что-то полезное, сделать жизнь людей лучше. Он вникал в проблемы других, сопереживал тем, кто попадал в трудную ситуацию. Саша признавался, что пропускает через себя каждую историю, не может работать хладнокровно, хотя иногда это и требуется; он сознавал, что, «не прочувствовав материал, не напишешь хороший репортаж» [8].

Наряду с выполнением своих профессиональных задач журналист занимался волонтерством и вместе с Общероссийским движением «Народный фронт» собирал и передавал гуманитарную помощь не только бойцам СВО, но и жителям освобождённых территорий.

Его последний репортаж, об обстановке на Купянском направлении в Харьковской области, вышел в эфир 23 марта 2025 г. 24 марта 2025 г. Александр Федорчак отправился, как оказалось, на свою последнюю съемку, перед выездом записал веселый «кружок» и отправил друзьям-журналистам. Своего оператора Аркадия Амбуева решил не брать, был уверен, что справится сам – этим решением спас коллеге жизнь. Вооруженные силы Украины нанесли прицельный удар ракетами HIMARS по гражданской машине журналистов. Вместе с Александром Федорчаком погибли оператор «Звезды» Андрей Панов, водитель съёмочной группы Александр Сиркели; был тяжело ранен корреспондент «Звезды» Никита Гольдин, и почти месяц врачи боролись за его жизнь, но спасти не смогли.

Александра Федорчака хоронили в его родном Нижнегорском районе как героя, со всеми почестями. Сотни людей, горы цветов! Сила журналистского слова, успешная борьба за правду не дает покоя укронацистам. Через день после похорон могила Александра Федорчака вместе с могилами участников СВО была осквернена: их облили горючей смесью и подожгли. Безусловно, могилы были восстановлены, а борьба за правду, которой добивался Федорчак, и наша ненависть к врагу стали еще более ожесточенными. 

25 марта 2025 г. глава Республики Крым Сергей Аксёнов подписал указ о награждении Александра Федорчака государственной наградой Республики Крым, орденом «За верность долгу» (посмертно) – за безупречное исполнение служебных обязанностей, самоотверженность, проявленную при исполнении служебного долга, мужество и героизм, проявленные в экстремальных ситуациях, связанных с риском для жизни.

17 апреля 2025 г. указом Президента Российской Федерации Владимира Путина за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при выполнении профессионального долга, Александр Федорчак награждён орденом Мужества (посмертно).

25 апреля 2025 г. Союзом журналистов России Александр Федорчак был удостоен медали «За храбрость» (посмертно), а 13 июня 2025 г. – медали Следственного комитета «Доблесть и отвага» (посмертно).

Увековечение памяти

Памяти военкора Федорчака посвящено множество телевизионных сюжетов и специальных репортажей. Участниками творческого коллектива «ZOV» МБОУ Ливадийской школы им. П. А. Рассадкина создана театральная постановка, одним из героев которой является Александр Федорчак. Постановку представили на фестивале «Мы наследники Победы!» к 80-й годовщине победы в Великой Отечественной войне.

29 апреля 2025 г. на кубковом матче «Спартак» – «Динамо» в память о Федорчаке был развернут баннер. Военного корреспондента, а по призванию – спортивного комментатора приветствовали трибуны болельщиков.

Александр Федорчак навсегда вошел в Зал славы крымской журналистики, который располагается в здании Крымского федерального университета в Симферополе на проспекте Академика Вернадского, д. 2, в том самом здании, где Саша учился журналистике. Его портрет размещен рядом с портретом военного корреспондента, героя Советского Союза Сергея Борзенко [12].

О военном корреспонденте Александре Федорчаке снята видеолекция (автор – Д. К. Первых) в цикле «История российской военной журналистики», по которой будут учиться профессии студенты-журналисты и медийщики [10]. Напомню, что видеолекция о Федорчаке задумывалась еще до его гибели. О съемках цикла видеолекций Александр узнал из соцсетей, увидев свое имя в списке военкоров, о которых пойдет речь. Незамедлительно он написал письмо автору настоящей статьи со скромной просьбой:

«Увидел, вы тут проект запустили и будете лекции о военкорах читать, я глубоко тронут, что попал в этот список. Неожиданно, правда! Но, как я понял, вы будете расширяться и делать рассказы о других наших коллегах? У меня просьба: расскажите, пожалуйста, о Сёме Ерёмине (погиб 19 апреля 2024 г., попав в районе Угледара под миномётный обстрел ВСУ. – Д. П.)! Он выдающийся не то что журналист, человек! Там история потянет на фильм, правда! Он для нас, молодого поколения, столько всего сделал. Для бойцов. Даже для жителей Донбасса! Я думаю, ребятам будет очень интересно о нём послушать!».

О Федорчаке видеолекция уже снята (хронометраж – 47 минут, жанр – документальный фильм), съемка видеолекции о Ерёмине – впереди.

Ко дню рождения журналиста-героя подготовлена и выпущена книга воспоминаний «Александр Федорчак: сын, друг, военкор» [2]. В книге представлены биографические сведения, очерчен профессиональный путь корреспондента, собраны фрагменты воспоминаний знавших его людей.

В память о военном корреспонденте в его родном поселке Нижнегорский на фасаде жилого дома появился мурал с изображением военкора в бронежилете и с государственными наградами. Мурал дополняет фраза Федорчака: «Если что-то происходит, я должен быть там». А 26 июня 2025 г. Александру Федорчаку присвоено звание почетного гражданина Нижнегорского района.

Открыты мемориальные доски: на фасаде Нижнегорской школы-лицея № 1, где учился Александр Федорчак, на территории Телерадиокомпании «Крым», где журналист проработал дольше всего, и на фасаде корпуса Крымского федерального университета, где он осваивал азы профессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Недолгий, восьмилетний журналистский путь Александра Федорчака (2017–2025 гг.) можно назвать путем становления, профессионального созревания и роста. Творчество военного корреспондента не успело прибрести такой же широкий масштаб, как творчество Евгения Поддубного, Александра Проханова [16], Захара Прилепина [17], Александра Коца [25], Дмитрия Стешина [19] и др. Слишком молодым Александр Федорчак покинул профессию, слишком мало времени оказалось отпущено ему на приобретение военкоровского опыта (специальная военная операция – первый и единственный военный конфликт в его профессиональной биографии). Однако анализ подготовленных им материалов доказывает, что у Александра Федорчака успел сформироваться собственный набор выношенных профессиональных принципов, которые обещали журналисту большое будущее, искреннее внимание аудитории. Не менее важен и другой вывод, который, думается, должен быть экстраполирован на всю отечественную военную журналистику: путь Александра Федорчака к профессии военкора был обусловлен не просто владением техническими журналистскими навыками, а главным образом моральными качествами, жизненной позицией. Миссия военкора воспринималась им не только в качестве ремесла, но и нравственного долга. Именно поэтому его деятельность имела важное идеологическое значение: доносила соотечественникам фронтовую правду, развенчивала фейки и «вбросы», изображала противника во всей его циничной жестокости.

Журналистика Александра Федорчака – «молодая» журналистика, ищущая, искренняя, азартная, стремящаяся к самостоятельности и экспериментам. Учтем, что телевизионные тексты Федорчака базируются не столько на количестве и скорости подаваемой информации, сколько на ее качестве и эксклюзивности, на авторском знании материалов о войне, на автобиографических и биографических ассоциациях. Внимание корреспондента все чаще и чаще привлекали личные истории защитников, из которых, как из мозаики, складывается большая история войны. 

Стремительный профессиональный и карьерный рост парня из крымской глубинки: от региональных СМИ («Московский комсомолец в Крыму», «Крымское информационное агентство, ТРК «Крым») – к крупным федеральным медиахолдингам (медиагруппа «Звезда», МИЦ «Известия») говорит о его крепкой журналистской хватке, желании учиться и совершенствовать свои навыки. Сплошной просмотр видеосюжетов Александра Федорчака позволяет заключить, что он постепенно выработал индивидуальный творческий стиль, характерными чертами которого стали использование в репортажах метода включенного наблюдения, умение вести доверительный разговора со зрителем, применять контактоустанавливающие средства; наконец, это манера пробовать всё на себе, стремление прочувствовать ситуацию и передать свои впечатления аудитории, что позволяло зрителю «проживать» [23, c. 3] события вместе с автором, фиксировать, помимо имен и фактов, эмоционально-нравственное содержание событий. 

Завершим публикацию словами Александра Федорчака, прозвучавшими в одном из интервью для телеканала «Крым 24», о том, каким должен быть военный журналист: «Быть самим собой, делать свое дело, быть в теме, быть в повестке, никогда не терять чувства самосохранения, стараться помогать. Быть настоящим, в первую очередь, потому что в таких местах человек раскрывается максимально. Плохие люди становятся ещё хуже, хорошие становятся ещё лучше. Главное – любить то, чем ты занимаешься» [10]. Хотя эти слова сказаны молодым человеком, они очень точно определяют и образ героя нашей статьи, и, думается, сущность нашей военной журналистики в целом.

References

  1. Alexander Fedorchak [Aleksandr Fedorchak]. Zal slavy krymskoj zhurnalistiki. Available from: https://journalisticcrimea.tilda.ws/fedorchak (аccessed 1 August 2025).
  2. Aleksandr Fedorchak: syn, drug, voenkor [Alexander Fedorchak: Son, Friend, War Correspondent]. Сompiled by V. L. Kondratskaya, N. A. Segal, A. S. Fedorchak, S. I. Fedorchak. Ed. by N. A. Segal. Simferopol, IT Ariel , 2025. 160 p.
  3. Boyarkina N. V. Publicistika Il’i Erenburga perioda Pervoj mirovoj vojny [Ilya Ehrenburg’s Journalism during the First World War]. Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki. Nauchnyj zhurnal, 2025, vol. 11 (77), no. 2, pp. 19–30.
  4. Vaulin K. D. Informacionnaya vojna. Informacionnaya gigiena v usloviyah SVO [Information Warfare. Information hygiene in the conditions of SMO] Voennaya zhurnalistika v sovremennom mire: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Lugansk, 12 aprelya 2023 goda). by Zh. V. Marfina, A. V. Drozdova. St. Petersburg, Media Papir Publ., 2023, pp. 150–153.
  5. Galereya pamyati i slavy zhurnalistov [Gallery of Memory and Glory of Journalists]. Available from: https://galleryofmemory.szhr.ru (аccessed 1 August 2025).
  6. Gubanova G. I., Donskoy D. B. Stanovlenie rossijskoj voennoj zhurnalistiki v period Pervoj mirovoj vojny [The Formation of Russian Military Journalism during the First World War]. Pervaya mirovaya vojna i stanovlenie Versal’sko-Vashingtonskoj sistemy mezhdunarodnyh otnoshenij. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii k 100-letiyu Velikoj vojny 1914–1918 gg., 2018, р 56–59.
  7. Dokumental’nyj fil’m «Mezhsezon’e» [Documentary film «In-Season»]. VKontakte. Available from: https://vk.com/id136672419?z=video-116028735_456261253%2F98ec2952046d4800da%2Fpl_wall_136672419 (аccessed08.2025).
  8. Interv’yu s voennym korrespondentom Aleksandom Fedorchakom [Interview with military correspondent Aleksand Fedorchak]. Available from: https://vk.com/wall-148505134_10017 (аccessed 29 July 2025).
  9. Istoriya rossijskoj voennoj zhurnalistiki: kurs lekcij [History of Russian Military Journalism: A Course of Lectures]. Оficial’nyj sajt Instituta mediakommunikacij, mediatekhnologij i dizajna. Available from: https://immid.cfuv.ru (аccessed07.2025).
  10. Klyuchevoe sobytie, podvodyashchee itogi goda [Key Event Summarizing the Year]. VKontakte. Available from: https://vk.com/wall136672419_3333 (аccessed 1 August 2025).
  11. Krymskie dobrovol’cy srazhayutsya na osvobozhdyonnyh territoriyah [Crimean volunteers are fighting in the liberated territories]. VKontakte. Available from: https://vk.com/wall136672419_3358 (аccessed08.2025).
  12. Kryatov Aleksej. V odnom stroyu so L’vom Tolstym i Mihailom Sholohovym [In the same line with Leo Tolstoy and Mikhail Sholokhov]. Parlamentskaya gazeta. Available from: https://www.pnp.ru/social/v-odnom-stroyu-so-lvom-tolstym-i-mikhailom-sholokhovym.html (аccessed 29 July 2025).
  13. Leonova Ol’ga [Leonova Olga]. VKontakte. Available from: https://vk.com/wall294997285_9412 (аccessed 25 March 2025).
  14. L’vovski Majkl [Michael Lvovsky]. VKontakte. Available from: https://vk.com/wall16321308_1380 (аccessed 25 March 2025).
  15. Mashchenko A. P. Krym v zhizni i tvorchestve Konstantina Simonova [Crimea in the Life and Work of Konstantin Simonov]. Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki. Nauchnyj zhurnal, 2023, vol. 9 (75), no. 3, pp. 88–103.
  16. Mashchenko A. P. Special’naya voennaya operaciya v publicistike Aleksandra Prohanova [Special military operation in the journalism of Alexander Prokhanov]. Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki. Nauchnyj zhurnal, 2025, vol. 11 (77). no. 2, pp. 31–42.
  17. Mashchenko, A. P. Special’naya voennaya operaciya na Ukraine kak vyzov dlya russkoj literatury [Special Military Operation in Ukraine as a Challenge for Russian Literature] Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki. Nauchnyj zhurnal, 2024, vol. 10 (76), no. 3, pp. 49–61.
  18. Mel’nikov V. A. Voennaya zhurnalistika – instrument realizacii gosudarstvennoj informacionnoj politiki [Military Journalism as a Tool for Implementing State Information Policy]. Idei i novacii, 2014, no. 2, pp.92–96.
  19. Orekhov V. V. Voennaya zhurnalistika v epohu SVO: ot fiksacii faktov k obobshcheniyam [Military Journalism in the Era of the Special Military Operation: From Fact-Finding to Generalizations]. Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki. Nauchnyj zhurnal, 2024, vol. 10 (76), no. 3, pp. 49–61.
  20. Orehov V. V. Voennyj ocherk perioda SVO i tradicija literaturnoj ciklizacii [Military essay of the period of the Special military operation and the tradition of literary cyclization]. Konvergentnye tehnologii XXI: variativnost’, kombinatorika, kommunikacija: Mat-ly IX Mezhdunar. mezhdisciplinarnoj nauch. konferencii, Simferopol’, 28–29 nojabrja 2024 g. Simferopol, Arial , 2025, рр. 18–25.
  21. Orehov V. V. «Partizanskaja taktika» informacionnoj vojny. Chast’ I: S. N. Glinka, D. V. Davydov [Guerrilla tactics of information warfare. Part I: S. N. Glinka, D. V. Davydov]. Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki, 2021, 7, no. 1, pp. 174–188.
  22. Orehov V. V. «Partizanskaja taktika» informacionnoj vojny. Chast’ II: Informacionnaja bezopasnost’ v jepohu Nikolaja I [“Guerrilla Tactics” of the Information War. Part II: Information Security in the Era of Nicholas I]. Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki, 2021, vol. 7, no 3, pp. 131–167.
  23. Orehova L. A. Sovremennyj liricheskij ocherk [Modern lyrical essay]. Voprosy russkoj literatury, L’vov, Vishha shkola, 1986, no. 2 (48), pp. 3–9.
  24. Osadchikh A. S., Kochergina I.V. Etika voennoj zhurnalistiki v epohu informacionnyh vojn [Ethics of Military Journalism in the Era of Information Wars]. Sovremennye tendencii issledovanij v yazykoznanii, literaturovedenii i zhurnalistike. Sbornik II Vserossijskoj nauchnoj konferencii. Kursk, 2025, pp. 198–205.
  25. Pervyh D. K. Aleksandr Koc: voennyj korrespondent i pisatel’ [Alexander Kotz: War Correspondent and Writer]. Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki. Nauchnyj zhurnal, 2024, vol. 10 (76), no. 4, pp. 33–45.
  26. Pervyh D. K. Byt’ samim soboj, delat’ svoe delo [To Be Yourself, to Do Your Own Thing]. Aleksandr Fedorchak: syn, drug, voenkor. Сompiled by V. L. Kondratskaya, N. A. Segal, A. S. Fedorchak, S. I. Fedorchak. Ed. by N. A. Segal. Simferopol, IT Ariel , 2025, pp. 6–14.
  27. Pervyh D. K. Ot korrespondentskoj konkretiki SVO – k hudozhestvenno-publicisticheskomu obobshcheniyu [From the Correspondent’s Details of the Special Military Operation to the Artistic and Journalistic Generalization]. Zhurnalistika XXI veka: social’nyj zakaz: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 22–23 noyabrya 2024 g. Ed. by S. G. Korkonosenko. St. Petersburg, Mediapapir, 2024, pp. 169–175.
  28. Rossijskie zhurnalisty, pogibshie v zone SVO [Russian Journalists Killed in the SMO Zone]. TASS. Available from: https://tass.ru/specialprojects/voenkory/pogibshiejurnalisti (аccessed 1 August 2025).
  29. Ruzikulov D.Sh. Voennaya zhurnalistika v usloviyah konvergencii [Military Journalism in the Context of Convergence]. Zhurnalistika v cifrovuyu epohu: tekhnologii i metodologiya tvorchestva. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 80-letiyu fakul’teta zhurnalistiki Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Minsk, 2024, pp. 403–407.
  30. Ruzikulov D. Sh. Faktory, obespechivayushchie effektivnost’ voennoj zhurnalistiki v integrativnom informacionnom prostranstve [Factors Ensuring the Effectiveness of Military Journalism in an Integrative Information Space]. Zhurnalistika i geografiya. Sbornik materialov III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Voronezh, 2024, pp. 90–96.
  31. Sem’ let v polnoj izolyacii! [Seven years in complete isolation!]. Available from: https://vk.com/crimea24tv (аccessed 1 August 2025).
  32. Simatova Yu. L., Mironenko I. V. Zarozhdenie voennoj zhurnalistiki v Rossii [The Emergence of Military Journalism in Russia]. Zhurnalistika, mul’timedia: informacionnyj i sociokul’turnyj potencial. Materialy VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj pamyati G. M. Solov’eva. Krasnodar, 2025, pp. 154–158.
  33. Tailov A. A., Abdullaeva S. N. Specifika raboty rossijskih zhurnalistov v zone vooruzhennogo konflikta [Specifics of the work of Russian journalists in the zone of armed conflict]. Kazanskaya nauka. Kazan’, 2024, no. 3, pp. 516–518.
  34. Fedorchak Aleksandr [Fedorchak Alexander]. VKontakte. Available from: https://vk.com/wall136672419_3406 (аccessed 1 August 2025).
  35. Fedorchak Aleksandr V «Azovstali» nacionalisty pytali lyudej na elektricheskom stule [Nationalists Tortured People on an Electric Chair in Azovstal]. Zvezda. Available from: https://tvzvezda.ru/news/2023420959-6iNCi.html (аccessed 1 August 2025).
  36. Fedorchak Aleksandr Futbol i nizhnegorcy [Football and the Nizhnyegorye Residents]. Nizhnyegorye, 2012, no. 11, p.
  37. Fedorchak Aleksandr Sozhzhennaya tekhnika i nerazorvavshiesya boepripasy: kakie «syurprizy» hranit zavod Il’icha [Burned Equipment and Unexploded Ammunition: What Surprises the Ilyich Factory Ha]. Zvezda. Available from: https://tvzvezda.ru/news/202212201037-DOTFp.html (аccessed 1 August 2025).
  38. Fedorchak Aleksandr Ukrainskie boeviki popytalis’ nastupat’ pod Ugledarom, no popali pod udar artillerii [Ukrainian militants tried to advance near Ugledar, but were hit by artillery]. Zvezda. Available from: https://tvzvezda.ru/news/2023419139-56a2K.html (аccessed 1 August 2025).