МАССМЕДИЙНЫЙ ОБРАЗ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА В ФАСЦИНАТИВНЫХ КООРДИНАТАХ КОММУНИКАЦИИ И МАРКЕТИНГА (К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА)

THE MASS MEDIA IMAGE OF SERGEI YESENIN IN FASCINATIVE COORDINATES OF COMMUNICATION AND MARKETING (ON THE 130th ANNIVERSARY OF THE POET’S BIRTH)

JOURNAL: «Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philological sciences», Volume 11 (77), № 3, 2025

Publication text (PDF): Download

UDK: 070+82-1

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION AUTHORS:

Shilina A. G., V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation

Subbotina O. A., V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation

TYPE: Article

DOI: https:// 10.29039/2413-1679-2025-11-3-168-182

PAGES: from 168 to 182

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: mass media image, poet Sergei Yesenin, fascination, communication, marketing.

ABSTRACT (ENGLISH): The article is dedicated to a significant event in the history and culture of Russia – the 130th birth anniversary of the outstanding Russian poet Sergei Yesenin. The constructing practices analysis of the ‘singer’s of departing Russia’ mass media image showed, firstly, the design of the poet’s image in accordance with 4 models: cultural, cognitive, informational, political and mass marketing; secondly, the features of generating the media image and, as a result, the media content in the year of 130th  anniversary of the poet’s birth celebration; thirdly, the conceptual media coverage of the Year of the Defender of the Fatherland in the Russian Federation; fourth, the communicative relationship between the two precedent phenomena of 2025 in the Russian Federation: The Year of the Defender of the Fatherland and the Year of the 130th anniversary of Sergei Yesenin’s birth celebration; fifth, the dynamics of the media image of the precedent personality. In the process of forming the poet’s media image, fascinative instruments of influence on the addressee strengthen traditional spiritual and moral values: citizenship, personal dignity, love of family, duty and honor. The approaches proposed by the authors can be used in such scientific fields as cognitive marketing, information marketing, cultural marketing, linguistic marketing, political marketing, as well as in the development of a new direction – fascinative marketing.

ВВЕДЕНИЕ

Экстралингвистическая постановка проблемы

5 ноября 2024 г. состоялось заседание Совета по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов Российской Федерации, по итогам которого Президент России В. В. Путин утвердил перечень поручений Правительству РФ совместно с Администрацией Президента РФ обеспечить «проведение в 2025 году мероприятий, посвященных празднованию 130-летия со дня рождения С. А. Есенина» [14]. Освещение государственного решения было представлено в средствах массовой информации, на медиаплатформах и в социальной сети «ВКонтакте».[1]

20 декабря 2024 г. на заседании Госсовета В. В. Путин объявил 2025-ый Годом защитника Отечества: «в честь наших героев и участников специальной военной операции сегодня и в память о подвигах всех наших предков, сражавшихся в разные исторические периоды за Родину. Во славу наших отцов, дедов, прадедов, сокрушивших нацизм» (https://tass.ru/obschestvo/22733621?ysclid=m6gay6t8j7269468809. 20.12.2024). Указ «О проведении в Российской Федерации Года защитника Отечества» был подписан 16 января 2025 г. «В целях сохранения исторической памяти, в ознаменование 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, в благодарность ветеранам и признавая подвиг участников специальной военной операции» [31].

Два исторических и культурных события, предопределяющих государственную информационную повестку 2025 года, объединяет значимость творческого наследия С. А. Есенина для поддержания боевого духа советских солдат на фронтах Великой Отечественной войны и воинов России в зоне специальной военной операции [24, а также см. далее в изложении основного материала исследования]. Поэт писал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины − основное в моём творчестве» [19]. В этой связи представляется актуальным изучение фасцинативных концептов творчества С. А. Есенина, отождествляющихся с любовью к Отечеству, и их транслирование в современном массмедиапространстве.

Лингвистическая постановка проблемы

Методология исследования

Подходы к изучению фасцинативно-коммуникативного и фасцинативно-маркетингового смыслового поля массмедийного образа прецедентной личности сформировались:

  • в статье А. Г. Шилиной, О. А. Субботиной [36] при изучении таких понятий, как «когнитивный маркетинг», «информационный маркетинг», «лингвистический маркетинг» («лингвомаркетинг») и «политический маркетинг»;
  • в научном докладе соавторов А. Г. Шилиной, О. А. Субботиной «Пушкиниана в фасцинативно-маркетинговых координатах 2024 года» на II Межрегиональной научно-практической конференции «Издательское дело в парадигме массмедийного пространства» (10–11 декабря 2024 г., г. Симферополь) [18, с. 7] при интерпретации понятия «гуманитарная, ментальная модель»: «целостная деятельностная программа, включающая последовательно примененный набор методов и приемов, направленных на системное представление какой-либо предметной области объекта (или предметов объекта) для получения информации об этом предмете» [1, с. 95] и в процессе конструирования моделей фасцинативно-маркетинговых координат для изучения творческого наследия А. С. Пушкина и исследований о нем в год празднования 225-летия со дня рождения поэта.

В результате синергетического эффекта при осмыслении указанных терминологических дефиниций были сгенерированы модели фасцинативной репрезентации массмедийного образа, которые применяются в статье для исследования творчества С. А. Есенина в год празднования 130-летия со дня его рождения: культурно-когнитивные, информационные, политические и массово-маркетинговые.

Под массмедийным образом поэта понимается представление о Сергее Есенине, конструируемое в сознании адресата с помощью СМИ и социальных сетей.

Цель статьи – исследовать фасцинативное коммуникативно-маркетинговое смысловое поле, формирующее массмедийный образ С. А. Есенина.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ

Концепты творческого наследия С. А. Есенина в фасцинативно-коммуникативных и фасцинативно-маркетинговых координатах дифференцируются в соответствии со следующими моделями:

  1. Культурно-когнитивные модели.

Формирование культурно-когнитивных моделей связано с понятием «культурно-когнитивного маркетинга – стратегии, которая фокусируется на понимании и установлении связей с ценностями, убеждениями и тенденциями в определенных культурных группах или обществах. Она направлена на обращение к целевой аудитории путем создания эмоциональных связей, резонирования с их культурной идентичностью и включения обычаев, традиций или социальных норм в маркетинговые кампании» [11]. Рассмотрим отдельно каждую из двух культурно-когнитивных моделей:

  • Культурно-когнитивная модель № 1 «Есенин в культурных проектах».

Победителем конкурса социально значимых проектов в 2024 г. по грантовому направлению «сохранение исторической памяти» стала «Театрализованная лекция о жизни и творчестве Сергея Есенина в честь 130-летия со дня рождения поэта» для школьников 9–11 классов г. Новосибирска [30]. Цель проекта – «сохранение и популяризация культурного наследия России, продвижение через творчество С. А. Есенина идей патриотизма посредством поэтического спектакля для школьников», а обоснование социальной значимости включает «…возврат к национальным культурно-историческим истокам. Яркая поэтическая индивидуальность Есенина, творческий поиск, душевная взволнованность − отвечают этому интересу» [там же].

В октябре 2024 г. прошел Всероссийский конкурс чтецов «#Есениана2024. Ко дню рождения русского поэта Сергея Есенина» (Муниципальное учреждение культуры «Усинская централизованная библиотечная система») [37].

Летом 2025 г. в Есенин-центре будет открыта новая постоянная экспозиция, посвященная большой семье поэта. В Государственном музее Есенина в Москве уже начали подготовку к 130-летию со дня рождения поэта.

Кроме того, на медиаплатформах транслируется информация о ряде запланированных Есенинских чтениях, книжных выставках, обзорах литературы, читательских конференциях и диспутах.

  • Культурно-когнитивная модель № 2 «Есенин в искусстве».

Музыка

Безусловно, особого внимания заслуживает музыкальный вид искусства в его связи с творческим наследием С. А. Есенина. На сайте издательства АСТ представлена мультимедийная статья «Песни на стихи Сергея Есенина» [15], в которой собраны известные композиции на стихи Есенина: песни народных артистов Муслима Магомаева и Иосифа Кобзона, а также хиты рок-коллективов «Монгол Шуудан» и «Чайф». Медиаплатформа «Дзен» по запросу: «Песни и романсы на стихи Есенина» предлагает разнообразный выбор произведений [22]; музыкальный сервис «Яндекс Музыка» предоставляет доступ к альбому «Романсы на стихи Сергея Есенина» известной исполнительницы Анны Шестерниной [35].

Театр

Документально-поэтический спектакль «Сергей Есенин» впервые состоялся на сцене Русского духовного театра «ГЛАС» в 2006 году: «…построен на уникальных архивных видеодокументах и материалах из жизни поэта» [20]; также используются фрагменты из творчества поэта и размышления из книг его современников.

Широкую известность получил музыкально-поэтический спектакль «Хулиган. Исповедь», премьера которого состоялась в Московском Губернском театре 6 апреля 2009 г. В постановке и в настоящее время «песни на стихи Есенина и сами стихи в исполнении Сергея Безрукова сотканы в трагическую историю о судьбе великого русского поэта» [28].

Изобразительное искусство

Живопись и графика

Заслуженные художники и графики, такие как Г. П. Сорогин, А. С. Кулагин, В. Н. Скобеев, С. К. Фролов, Н. В. Чуев, Е. М. Тенишева и многие другие запечатлели образ С. А. Есенина (более подробно с портретами поэта и художниками-авторами можно ознакомиться на сайте фотоальбома Fabulae [40].

В сообществе «Есениана в живописи» (социальна сеть «Мой мир», https://my.mail.ru/community/artscrabble/12C50B5D37737668.html. 05.10.2015) можно увидеть работы С. Ф. Якушевского, Н. М. Ромадина, А. М. Титова и других художников, посвятивших картины есенинской теме.

Скульптура

В 2020 г. к 125-летию поэта в Москве открыли памятник: «Автор скульптуры Григорий Потоцкий назвал работу “Реквием по Есенину” или “Ангел русской поэзии”» (https://ria.ru/20200929/esenin-1577947850.html?ysclid=m6j8zzl9v4357383500. 29.09.2020). Это событие вызвало неоднозначное отношение как среди обывателей, так и среди ряда деятелей культуры и искусства (см. об этом статью С. Минакова «Прости нас, Есенин…», https://www.stoletie.ru/kultura/prosti_nas_jesenin_205.htm?ysclid=m6ji87nxl882356770. 05.10.2020). В этой связи особого внимания, на наш взгляд, заслуживает проект «Скульптурная композиция “130 лет народному поэту Сергею Есенину”», срок реализации которого с марта по июль 2025 г. в г. Новосибирске.  В описании проекта говорится, что «композиция станет олицетворением русского характера – трепетного, лиричного и безгранично преданного своей Родине» [25]. Мотивацией для авторов проекта также является сохранение русской культуры в современном мире, где прослеживается тенденция ее отмены. 

Кинематография

Среди наиболее запомнившихся художественных фильмов следует отметить: «Айседора» (1968, режиссер К. Рейш); «Анна Снегина» (1969, режиссер В. Серков); «Пой песню, поэт…» (1971, режиссер С. Урусевский); «Золотая голова на плахе» (2004, режиссер С. Рябиков); «Есенин» (2005, режиссер И. Зайцев). В течение 2025 г. в кинотеатрах страны планируется показ художественного фильма «Декабрь» (режиссер К. Шипенко) о последних днях жизни поэта Сергея Есенина [3].

  1. Информационные модели.

Две информационные модели массмедийной репрезентации творческого наследия С. А. Есенина обосновываются понятием информационного маркетинга: «логистическая деятельность, осуществляемая в процессе оказания информационных услуг» [9, с. 80]. Они включают различные аспекты и форматы празднования дня рождения поэта (в ходе выполнения данного исследования обнаруженные примеры связаны со 125-летней годовщиной).

  • Информационная модель № 1 «Есенин в СМИ».

Данная модель включает примеры соответствующих публикаций: «“Юбилей Хулигана”: День рождения Сергея Есенина отпраздновали масштабным онлайн-фестивалем с участием звезд» (https://www.spb.kp.ru/daily/217194/4303069/. 07.03.2020); «“Всечеловечная русская душа”. К 125-летию поэта Сергея Есенина» (https://kprf.ru/activity/culture/197565.html?ysclid=m5xuwgmtul606354860. 02.10.2020);

  • Информационная модель № 2 «Цифровая Есениана».

В рамках модели представлены цифровые примеры репрезентации годовщины со дня рождения С. А. Есенина в две тысячи двадцатом году: «Рязанская “Горьковка” запустила проект “Цифровая Есениниана” … «Цифровая Есениниана» − это проект, призванный доказать, что творчество поэта не утратило актуальности даже в цифровой век. … ресурс позволяет читателю получить доступ к редким изданиям, хранящимся в фондах музеев и библиотек. В их числе − посмертное «Собрание стихотворений» поэта, авторские сборники «Радуница», «Голубень», журналы и газеты с автографами поэта…» (https://culture-rzn.ru/reviews/1189?ysclid=m5wlfn51to212583480. 24.03.2020); «Есенин. Попасть в десятку. Виртуальная выставка к 125-летию Сергея Есенина» в Свердловской областной библиотеке имени В. Г. Белинского (Екатеринбург) [7] включает десять «важных и по-своему интересных книг Сергея Есенина»; десять стихотворений, которые «мы помним с детства или юности, то, что навсегда связано для нас с его образом, судьбой, поэзией»; десять художников, написавших иллюстрации к творчеству и портреты самого поэта и «10 уральских штрихов» – о том, что ассоциирует С. А. Есенина с Уралом.

Думается, что в течение года 130-летнего юбилея со дня рождения С. А. Есенина, примеры, демонстрирующие информационные модели, будут дополнены.

  1. Политические модели.

Конструирование политических моделей в границах фасцинативного смыслового поля, отражающего творчество С. А. Есенина в современном массмедиапространстве, связано с феноменом политического маркетинга: «перенесением в политическую сферу маркетинговых приемов влияния на массовое сознание» [16]; «система целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей; их объединений и организаций, позволяющая в условиях политических и гражданских свобод сформировать у них такие интересы и потребности, которые выгодны действующему субъекту политических отношений» [17]. Это приобретает концептуально важное значение в связи с двумя историческими и культурными событиями в стране: проведением Года защитника Отечества и празднованием 130-летия со дня рождения С. А. Есенина.  Прокомментируем отдельно каждую из политических моделей.

  • Политическая модель № 1 «Есенин в ВОВ».

В прозе, поэзии, публицистике и документальных свидетельствах мы находим подтверждение тому, что творчество Сергея Есенина укрепляло боевой дух советских солдат в Великой Отечественной войне. Так, В. Сафонов в книге «Есенин на фронтах Великой Отечественной…» [24] повествует о том, как стихи Есенина воодушевляли на победу подводников знаменитой лодки С-13, командовал которой капитан третьего ранга А. И. Маринеско: «Во время ремонта субмарина стояла в Ленинграде, возле Пушкинского дома (Институт русской литературы Академии наук), и моряки часто ходили туда слушать лекции ученого-литературоведа В. А. Мануйлова о С. Есенине. Перед тем, как отправиться на боевое задание, подводники решили попросить В. А. Мануйлова дать им с собой в поход книгу стихов Есенина… Подводники вышли в море с книгой Есенина на борту. А потом был потрясший противника торпедный залп по лайнеру “Вильгельм Густов”. Цвет немецкого подводного флота: 5000 высококвалифицированных специалистов, несколько экипажей для немецких подводных лодок, пошtл ко дну. Следом был залп по тяжёлому крейсеру “Генерал фон Штойбен”, и тоже − на дно. Германия, как после Сталинграда, погрузилась в трtхдневный траур. Гитлер объявил подводника А. И. Маринеско врагом нации номер один» (Час памяти «Давным-давно была война», https://vk.com/wall-135651254_4038?ysclid=m6qc9s2gyu602791392. 22.06.2020.). Этому героическому эпизоду рязанский поэт   А. Н. Потапов посвятил стихотворение «В глубинах Балтики»:

…Побед подобных Балтика не знала.

Врагу за все заплачено сполна.

Германия, как спрут, во тьме лежала,

В трехдневный траур – вся! – погружена.

 

…Медаль луны начищена до блеска,

И не страшит невзгод девятый вал.

Так вместе с экипажем Маринеско

С фашистами Есенин воевал.

  • Политическая модель № 2 «Есенин в СВО».

7 июля 2023 г. на медиаресурсе Рязани 7info пресс-служба Министерства обороны РФ опубликовала видео, на котором военнослужащий с позывным «Эверест» на фоне боевой техники прочел стихотворение «Исповедь хулигана» Сергея Есенина [2; 23]. Двойственность образа «хулигана», описанная в литературоведческих исследованиях: «хулиган ностальгически тянется к покою – к синим чащам, к “заросшему пруду и хриплому звону ольхи”, к отцу и матери, к деревянной Руси … хулиган никого не обижает, а “каменья брани” летят в него» [27, с. 107], в контексте видеосюжета символически отождествляется с образом защитника Отечества, а строки поэта: «Я люблю родину. Я очень люблю родину!» укрепляют дух бойцов специальной военной операции.

«…Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» / Я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою», − командир расчета реактивной системы залпового огня «Град» с позывным «Яман» процитировал стихотворение Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» (https://t.me/mod_russia/46550. 06.12.2024). Расчет под командованием «Ямана» уничтожает украинские подразделения, напавшие на приграничные районы Курской области: «Мы сражаемся за свою землю, за свой народ. Мы бьем врага беспощадно, безжалостно, резко и четко» (https://rg.ru/2024/12/06/komandir-rascheta-grada-rasskazal-o-sluzhbe-v-zone-svo-stihami-esenina.html?ysclid=m6qekpjxfn883838470. 06.12.2024). Как показывают наблюдения, глубокий и искренний патриотизм лирики С. А. Есенина важен для мотивации военнослужащих при выполнении задач СВО.

  1. Массово-маркетинговые модели:

Детерминирование массово-маркетинговых моделей связано с понятием массового маркетинга, которое включает в себя «действия в области производства, распределения, сбыта и стимулирования продажи однотипных товаров и услуг для массового потребителя» [32]. Прокомментируем специфику моделей в зависимости от сферы их реализации.

  • Массово-маркетинговая модель № 1 «Есенин в банковской сфере».

К 100-летию С. А. Есенина в 1995 году «Банк России» выпустил монету номиналом 2 рубля с изображением поэта на реверсе (рис.1):

Рис. 1

Рекламный видеоролик банка «Славянский», где воссоздается скандальный образ поэта, читающего стихотворение «Сыпь, гармоника! Скука… Скука…» (режиссер Т. Бекмамбетов) [26] вышел в 2007 г. и стал одним из роликов, посвященных поэтам Серебряного века. Анализ этого материала получил неоднозначную оценку в академическом сообществе: как позитивную − «Эстетизация добавила рекламным посланиям некую оригинальность формы, художественности, а конструкт художественного образа создал основу для вхождения рекламных продуктов этого автора в хрестоматию рекламной индустрии» [33, с. 260–261], так и негативную – «В подобной абсурдной манере сделаны ролики, посвященные Есенину …и Пушкину …» [34, c. 68].

  • Массово-маркетинговая модель № 2 «Есенин в туристической сфере».

Примеры реализации данной модели включают разработку многочисленных экскурсий и туристических маршрутов, связанных с биографией поэта, а также их продвижение в современном медиапространстве. Продемонстрируем некоторые из них: 1) «Константиново – родина Сергея Есенина» [10]; 2) «Один день из жизни Сергея Есенина. Пройти по следам великого поэта и узнать его как человека. Экскурсия в Москве» [13]; 3) «Маршрут по адресам Сергея Есенина в Петербурге» [12].

  • Массово-маркетинговая модель № 3 «Есенин в кулинарно-гастрономической сфере».

Кулинарно-гастрономический сегмент играет значительную роль в развитии туризма, поэтому конструирование брендов для заведений отрасли часто маркируется исторически, культурно, биографически и таким образом имеет более успешное медиапродвижение. Поэтому существование ресторанов, кафе и баров с названиями «Есенин» в Рязани, Москве и Санкт-Петербурге вполне объяснимо [21].

На медиаплощадке «Дзен» (канал LOVELYтература) опубликована статья «5 любимых блюд Есенина» [38], где представлены не только рецепты, но и краткие интересные биографические эпизоды из жизни и быта поэта. Статью прочитали более семнадцати с половиной тысяч раз, что, на наш взгляд, демонстрирует интерес не только к творчеству С. А. Есенина, но и к фактам его повседневной жизни.

  • Массово-маркетинговые модели в пространстве маркетплейсов.

Исследование фасцинативно-маркетингового смыслового поля, включающего доминанты творческого наследия С. А. Есенина, является более обоснованным и наглядным при обращении к интернет-площадкам массмаркета. Они играют роль эффективных фасцинативных инструментов медийного и впоследствии материального распространения [29, c. 164] артефактов, отождествляющихся с творчеством поэта. Так, результаты поискового запроса «Есенин» на двух популярных в России маркетплейсах составили 10 169 (Wildberries) [5] и  6 725 (Ozon) [4; 6] товаров. Мы дифференцировали результаты поиска по совокупности признаков в соответствии с пятью моделями:

  • Массово-маркетинговая модель в пространстве маркетплейсов № 1 «Портрет, имя/ инициалы и фамилия поэта».

Эта модель представлена многочисленными товарами, имеющими отношение к разным сферам: творчеству (рис. 2 – пазл); предметам одежды (рис. 3 – свитшот).

                             

 Рис. 2   

                                                                      

Рис. 3                                 

  • Массово-маркетинговая модель в пространстве маркетплейсов № 2 «Портрет поэта и цитаты из его произведений».

Примеры товаров, представленных на маркетплейсах, объединены такими общими признаками, как наличие известного портретного изображения поэта и цитат из его любовной лирики (рис. 4­5).

                                  

Рис. 4 

                                                                

Рис. 5

  • Массово-маркетинговая модель в пространстве маркетплейсов № 3 «Фигуры и изображения поэта: статуэтки, ростовые модели, предметы интерьера».

Думается, что примеры товаров, предлагаемых маркетплейсами и представленных в рамках данной модели, будут особенно востребованы в год празднования 130-летия со дня рождения С. А. Есенина (рис. 6 – статуэтка; рис. 7 – настенные часы).

                               

Рис. 6 

                              

Рис. 7                          

  • Массово-маркетинговая модель в пространстве маркетплейсов № 4 «Песни и романсы на стихи Сергея Есенина».

Ранее мы писали о связи лирики поэта с музыкой (см. Культурно-когнитивная модель № 2 «Есенин в искусстве»). Примеры, представленные в рамках этой массово-маркетинговой модели, демонстрируют форматы продвижения музыкальных произведений, написанных на стихи С. А. Есенина, на российских маркетплейсах (рис. 8 – пластинка; рис. 9 – CD-диск).

Рис. 8 

                                

Рис. 9

  • Массово-маркетинговая модель в пространстве маркетплейсов № 5 «Креолизованный мем “хулиган”».

Связующим фактором для артефактов маркетплейсов является образ поэта-хулигана, закрепленный в литературной, литературоведческой, издательской традициях (собрания сочинений автора под названием «Исповедь хулигана» выпускаются многочисленными издательствами – рис. 10, а литературоведческие работы, посвященные творческому пути С. А. Есенина, содержат номинацию «хулиган»: например, Л. В. Поликовская «Есенин. Русский поэт и хулиган» − рис. 11):

Рис. 10   

Рис. 11                                      

По мнению исследователей, очевидно, что факты биографии и творчества автора определяют стереотипное представление о нем, которое фиксируется «в виде вторичного текста, вербально-визуального сообщения» [8, c. 157]. Динамичное развитие средств медиакоммуникации предопределяет то, что «литературный факт становится легкодоступным, «массовым», в результате чего мифы и легенды вокруг автора получают «вирусное» распространение» [там же].

Показательным фактором воздействия на массовую аудиторию являются сгенерированные креолизированные интернет-мемы. Так, например, на медиаплощадках, находим «Лучшие мемы про Сергея Есенина ко дню его рождения» (https://dzen.ru/a/Zv5NRj2apwzlUirE?ysclid=m6xiymwv6k855024956. 3.10.2024). Креолизованные мемы − «единицы культурной эволюции»/ «единицы культурной информации», «передаваясь от одного разума к другому посредством имитации, научения» [39] становятся составляющими медиаконтента и в пространстве маркетплейсов уже приобретают материальное выражение и предлагаются в виде разнообразных товаров (рис. 12 – значок; рис.13 – предмет одежды):

Рис. 12           

                               

Рис. 13                                      

Итак, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  • изучение фасцинативного коммуникативно-маркетингового смыслового поля, включающего доминанты творческого наследия С. А. Есенина, в рамках культурно-когнитивных, информационных, политических и массово-маркетинговых моделей определило вектор генерирования медиаобраза и, как следствие, медиаконтента в год празднования 130-летия со дня рождения поэта;
  • в процессе анализа материала удалось выявить концептуальные, связующие маркеры для медиасопровождения Года защитника Отечества в Российской Федерации;
  • фасцинативный коммуникативно-маркетинговый подход установил коммуникативную зависимость между двумя прецедентными явлениями 2025 г. в Российской Федерации: Годом защитника Отечества и Годом празднования 130-летия со дня рождения Сергея Есенина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культурные события, происходящие в стране, всегда являются отражением гуманитарных трансформаций социума, а массмедиапространство конструирует образы, которые становятся объектами культурно-когнитивного, информационного, политического, лингвистического и массового маркетинга.

Фасцинативные инструменты воздействия на адресата в прецедентные периоды – Год защитника Отечества и Год празднования 130-летия со дня рождения С. А. Есенина – укрепляют такие ценности, как гражданственность, личное достоинство, любовь к семье, долг и честь.

Изучение динамики массмедийного образа прецедентной личности представляет перспективу исследования в области фасцинативного маркетинга.

References

  1. Belousov K. I. Model’naya lingvistika i problemy modelirovaniya yazykovoi real’nosti [Model linguistics and the problem of linguistic reality modelling]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010, no. 11 (117), pp. 94–97.
  2. Voennosluzhashchii s pozyvnym «Everest» prochel stikhotvorenie «Ispoved’ khuligana» Sergeya Esenina [A military man with the call sign ‘Everest’ read the poem ‘Hooligan’s Confession’ by Sergei Yesenin]. Available from: https://dzen.ru/video/watch/64a7aa1a007ff91cee749584 (accessed: 19 March 2025).
  3. Dekabr’, drama, 2025 [December, darama, 2025]. Available from: https://start.ru/watch/dekabr (accessed: 03.2025).
  4. Internet-magazin Ozon [Yesenin. Ozon Online Store]. Available from: https://www.ozon.ru/category/knigi-16500/?category_was_predicted=true&deny_category_prediction=true&from_global=true&text=%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD (accessed: 29 April 2025).
  5. Internet-magazin Wildberries [Yesenin. Wildberries Online Store]. Available from: https://www.wildberries.ru/catalog/0/search.aspx?search=%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD (accessed: 29 April 2025).
  6. Knigi. Internet-magazin Ozon [Yesenin. Books. Ozon Online Store]. Available from t: https://www.ozon.ru/search/?deny_category_prediction=true&from_global=true&text=Есенин&writer=248152 (accessed: 29 April 2025).
  7. Popast’ v desyatku. Virtual’naya vystavka k 125-letiyu Sergeya Esenina [Yesenin. Get into the top ten. Virtual exhibition dedicated to the 125th anniversary of Sergei Yesenin]. Available from: https://virt.uraic.ru/esenin/ (accessed: 19 March 2025).
  8. Efimenko A. A., Krashchuk A. S. Mifologizatsiya obraza S. Esenina v internet-prostranstve [The mythologization of S. Yesenin’s image in the Internet space]. Redaktsionnaya kollegiya, 2019, pp. 157–
  9. Kichigin A. K. Informatsionnyi marketing goroda: k voprosu o roli SMI v formirovanii imidzha goroda [Information marketing of the city: on the role of mass media in shaping the image of the city]. Chelyabinskii gumanitarii, 2009, no. 1 (7), pp. 79–
  10. Konstantinovo – rodina Sergeya Esenina [Konstantinovo is Sergei Yesenin’s birthplace]. Available from: https://guidego.ru/excursion/678b6d2d5306ad3f9c6d9f64/ (accessed: 03.2025).
  11. Kul’turnyi marketing [Cultural marketing]. Available from: https://www.adogy.com/ru/terms/cultural-marketing/ (accessed: 19 March 2025).
  12. Marshrut po adresam Sergeya Esenina v Peterburge [Route to Sergei Yesenin’s addresses in St. Petersburg]. Available from: https://gorbilet.com/blog/interesnie-mesta/marshrut-po-adresam-sergeya-esenina-v-peterburge (accessed: 19 March 2025).
  13. Odin den’ iz zhizni Sergeya Esenina [One day in the life of Sergei Yesenin]. Available from: https://experience.tripster.ru/experience/36938/ (accessed: 19 March 2025).
  14. Perechen’ poruchenii po itogam zasedaniya Soveta po realizatsii gospolitiki v sfere podderzhki russkogo yazyka i yazykov narodov Rossii. 30 dekabrya 2024 g. [The list of instructions following the meeting of the Council for the implementation of state policy in the field of support for the Russian language and the languages of the peoples of Russia. December 30, 2024]. Available from: http://special.kremlin.ru/acts/assignments/orders/76077 (accessed: 19 March 2025).
  15. Pesni na stikhi Sergeya Esenina [Songs based on poems by Sergei Yesenin]. Available from: https://ast.ru/news/pesni-na-stikhi-sergeya-esenina/ (accessed: 19 March 2025).
  16. Politicheskii marketing [Political marketing]. Bol’shaya rossiiskaya entsiklopediya. Available from: https://bigenc.ru/c/politicheskii-marketing-43279f (accessed: 19 March 2025).
  17. Slovar’ [Political science. Dictionary]. Available from: https://rus-politology-dict.slovaronline.com/search?s=политический+маркетинг (accessed: 19 March 2025).
  18. Programma II Mezhregional’noi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Izdatel’skoe delo v paradigme massmediinogo prostranstva» (10-11 dekabrya 2024 g., g. Simferopol’) [Program of the 2nd Interregional Scientific and Practical Conference ‘Publishing in the paradigm of the media space’ (December 10-11, 2024, Simferopol)]. Simferopol, 2024. 33 p.
  19. Rafikova N. «Moya lirika zhiva odnoi bol’shoi lyubov’yu…» [‘My lyrics are alive with one big love…’]. Available from: https://russkiymir.ru/news/196416/?sphrase_id=2191460 (accessed: 19 March 2025).
  20. Repertuar teatra. Sergei Esenin [The repertoire of the theater. Sergei Yesenin]. Available from: https://www.theatreglas.ru/repertoire/sergej-esenin/ (accessed: 19 March 2025).
  21. Restoran «Esenin». Ofitsial’nyi sait [Yesenin Restaurant. Official website]. Available from: https://rest-esenin.ru (accessed: 19 March 2025).
  22. Romansy na stikhi Esenina [Romances based on Yesenin’s poems]. Available from: https://dzen.ru/list/music/romansy-na-stihi-esenina-slushat-onlain-besplatno (accessed: 19 March 2025).
  23. Rossiiskii boets SVO prochital stikhotvorenie Sergeya Esenina [Russian SMO fighter read a poem by Sergei Yesenin]. Available from: https://7info.ru/rossijskij-boec-svo-prochital-stihotvorenie-sergeja-esenina/?ysclid=m5z0ci6g3d50193377 (accessed: 19 March 2025).
  24. Safonov V. I. Sergei Esenin na frontakh Velikoi Otechestvennoi voiny (iz tvorcheskogo naslediya pisatelya V. Safonova) [Sergei Yesenin on the fronts of the Great Patriotic War (from the creative legacy of the writer V. Safonov)]. Sovremennoe eseninovedenie, 2005, no. 2, pp. 4–
  25. Skul’pturnaya kompozitsiya «130 let narodnomu poetu Sergeyu Eseninu» [Sculpture composition ‘130 years of the national poet Sergei Yesenin’]. Available from: https://grant.novo-sibirsk.ru/project/skulpturnaya-kompoziciya-130-let-narodnomu-poetu-sergeyu-eseninu?ysclid=m5ur51ibu6808114057 (accessed: 19 March 2025).
  26. Slavyanskii bank. Sergei Esenin [Slavyansky Bank. Sergei Yesenin]. Available from: https://rutube.ru/video/f36fc257fda27bd86584e1ba85c77665/ (accessed: 19 March 2025).
  27. Sokolova L. V. Smyslovaya oppozitsiya obrazov-kontseptov Poet-prorok i Poet-khuligan v tvorchestve S. Esenina 1920-kh godov (k voprosu o natsional’noi kartine mira v poezii S. Esenina) [Sense opposition of image-concepts of prophetic poet and poet-hooligan in works of S. Esenin of 1920s (to the question of national image of the world in the poetry of S. Esenin)]. Kul’tura. Obrazovanie, 2013, no. 1 (7), pp. 104-121.
  28. Spektakl’ «Khuligan. Ispoved’» [The play ‘Hooligan. Confession’.]. Available from: https://m-g-t.ru/performance/hooligan/?ysclid=m6j2zpl2o7880458719 (accessed: 19 March 2025).
  29. Subbotina O. A. Osmyslenie prazdnikov v rossiiskikh SMI: mediakonstruirovanie pozitsii obshchestva [Holidays understanding in the Russian media: media construction of the society attitude]. Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki, 2024, 10, no.1, pp. 154–169.
  30. Teatralizovannaya lektsiya o zhizni i tvorchestve Sergeya Esenina v chest’ 130-letiya so dnya rozhdeniya poeta dlya shkol’nikov devyatykh-odinnadtsatykh klassov g. Novosibirska [A theatrical lecture on the life and work of Sergei Yesenin in honor of the 130th anniversary of the poet’s birth for ninth- and eleventh-grade students in Novosibirsk]. Available from: https://новосибирск.гранты.рф/public/application/item?id=d4bd8dc4-cff1-48e6-b114-7f72a1c5dcf9 (accessed: 19 March 2025).
  31. Ukaz o provedenii v Rossii Goda zashchitnika Otechestva: [№ 28 ot 16 yanvarya 2025 g.] [Decree on the Year of Defender of the Fatherland in Russia: [No. 28 dated January 16, 2025]. Available from: http://kremlin.ru/acts/news/76120 (accessed: 19 March 2025).
  32. Finansovyi slovar’ [Financial Dictionary]. Available from: https://finansovyj-slovar.slovaronline.com/940-маркетинг_массовый (accessed: 19 March 2025).
  33. Chagan N. G. Reklama kak transformiruyushchaya forma khudozhestvennogo tvorchestva, voploshchenie estetiki [Advertising as a transformative form of artistic creativity, the embodiment of aesthetics]. Reklama, PR i dizain v brendkommunikatsiyakh: sbornik nauchnykh trudov II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Moscow, 2023, 256–262.
  34. Shakirov S. M. Transmedial’nost’ reklamnogo diskursa [Transmediality of advertising discourse]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya, 2020, no. 3 (37), pp. 64–
  35. Shesternina A. Romansy na stikhi Sergeya Esenina [Romances based on poems by Sergei Yesenin]. Available from: https://music.yandex.ru/album/27655707 (accessed: 19 March 2025).
  36. Shilina A. G., Subbotina O. A. Fastsinativno-marketingovaya spetsial’naya operatsiya: osobennosti funktsionirovaniya pretsedentnykh znakov Z, V, O v prostranstve rossiiskogo massmarketa [Fascinative marketing special operation: functioning features of Z, V, O precedent signs in the russian mass market space]. Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki, 2022, vol. 8, no.4, pp. 191–201.
  37. #ESENIANA2024 [#YESENIANA2024]. Available from: https://vk.com/search?q=%23есениана2024&z=video16364592_456239092 (accessed: 19 March 2025).
  38. 5 lyubimykh blyud Esenina [Yesenin’s 5 Favorite Dishes]. Available from: https://dzen.ru/a/YIUpWTtzW1L4G1jS (accessed: 19 March 2025).
  39. Dawkins R. The Selfish Gene. New York, Oxford University Press, 1976. 360 p.
  40. Available from: https://dzen.ru/a/YIUpWTtzW1L4G1jS (accessed: 19 March 2025).

[1] 1) «Путин дал поручения по празднованию 130-летия со дня рождения Есенина» (https://ria.ru/20250101/putin-1992247964.html?ysclid=m6g8nq7zzp898015564. 01.01.2025); 2) «Путин поручил кабмину провести мероприятия к 130-летию Сергея Есенина» (https://smotrim.ru/article/4294207?ysclid=m6g8rsrpoc877654133. 01.01.2025); 3) «Президент России поручил обеспечить проведение мероприятий, посвященных празднованию 130-летия со дня рождения Сергея Есенина» (https://vc.ru/u/4448120-anastasiya-vlasova/1764551-prezident-rossii-poruchil-obespechit-provedenie-meropriyatii-posvyashennyh-prazdnovaniyu-130-letiya-so-dnya-rozhdeniya-sergeya-esenina?ysclid=m6ga4a1uzb570035676. 20.01.2025; а также: https://vk.com/@zvezdypr-rss-1615599562-167819772. 15.01.2025).