
Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского 

Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 27 (66). № 3. 2014 г. С. 262–267. 

УДК 009 

ПРИЧИНЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ВЕЩАНИЯ НА МЕСТНЫХ ЧАСТОТАХ  

РАДИО «СВОБОДА», «ГОЛОС АМЕРИКИ» И «ББС»  

(ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ  

ИЛИ ТРЕБОВАНИЯ МЕСТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА) 

Насибова А. М. 

Бакинский государственный университет 
E-mail: almazmahmud@gmail.com  

Возникшие в начале прошлого столетия со стороны ведущих стран мира и рассчитанные на 
зарубежную аудиторию внешние вещательные службы радиостанций Свобода, Голос Америки и ББС 
обладали большой ролью, не знающей границ. Однако с 1 января 2009-го года зарубежным радиоком-
паниям было отказано в лицензии на вещание передач на частотах местных частных радиокомпаний на 
основе контракта и отдельных частотах, предусмотренных для международных радио. Начиная с 1-го 
января 2009-го года радио начали отдавать большее предпочтение деятельности своих интернет сай-
тов, оперативности и динамичности. Именно после этого для радио начался новый этап. 

Ключевые слова: трансляция, FM частота, местное законодательство, международные стандар-
ты, требование частных компаний, требования ББС, передачи радио «Свобода», трансляционная тех-
нология радио «Голос Америки». 

Постановка проблемы. Возникшие в начале прошлого столетия со стороны 
ведущих стран мира и рассчитанные на зарубежную аудиторию внешние 
вещательные службы радиостанций Свобода, Голос Америки и ББС обладали 
большой ролью, не знающей границ. И сегодня, имеющие достаточную аудиторию 
передачи Голос Америки, Свобода и ББС на азербайджанском языке, можно разде-
лить на два исторических этапа: первый этап – это период вещания передач для со-
юзной республики Азербайджана, которая находилась в составе Советского Союза, 
а второй этап – это период, когда Азербайджан приобрел независимость. После 
приобретения Азербайджаном независимости эти радио беспрепятственно начали 
вещаться на местных волнах и предпочли более качественную вещательную техно-
логию. С самого начала вещая на средних волнах, Азербайджанская служба ББС 
наряду со своей частотой ретранслировалась и посредством называющегося в то 
время Азербайджанское Государственное Радио (нынешнее ЗАО Азербайджанское 
Телевидение и Радио Передач), а также ANS CM. А в мае 2002-го года открылся 
канал 103.3 FM и с того времени передачи на азербайджанском языке начали ве-
шаться качеством FM волн. Радио Свобода, начиная с 2004-го года, наряду со 
средней волной начала вещаться на частоте ФМ. Однако год тому назад использо-
вала частоту Независимой Телерадио Компании «Space». Даже аннулирование до-
говора со Space некоторые медиа специалисты оценили как политическую причину, 
как нахождения Space в более приближенной к власти позиции. Вещание на мест-
ных частотах и более качественно считалось для радио одним из важных факторов. 
Так что в очередной раз радио Свобода и Голос Америки, подписав договор с мест-
ной Независимой Телерадио Компанией ANS, использовали ее частоту. Через неко-



ПРИЧИНЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ВЕЩАНИЯ НА МЕСТНЫХ ЧАСТОТАХ РАДИО 
«СВОБОДА», «ГОЛОС АМЕРИКИ» И «ББС» (ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ СЛОВА … 

 263

торое время проблема, связанная с вещанием ANS не прошла мимо и радио. Со-
гласно решению заседания Национального Совета Телевидения и Радио от 24 нояб-
ря 2006-го года вещательная лицензия ANS в этот же день с 16:00 была отменена. 
Так что сразу же прекратилось и вещание радио Голос Америки и Свобода, которые 
веoщались на частоте ANS. Радио, как и раньше, продолжили свое вещание на ко-
ротких и средних волнах, то есть на частоте АМ. Ряд местных газет расценили эту 
проблему как враждебное отношение к радиостанциям. Например, согласно статье 
под названием «Власть хочет присвоить себе контроль над западными радиостан-
циями» в газете «Баку Новости» проправительственное руководство из-за отсутст-
вия выхода на западные радиостанции, как лучший выход из ситуации видит в соз-
дании проблем в их вещании [3]. Руководитель Национального Совета Телевидения 
и Радиовещания Нуширеван Магеррамли отметил в своем заявлении медиа, что 
зарубежные каналы и радио могут действовать на территории страны, заключив до-
говор не с какой-то местной частной компанией, а именно с Азербайджанским пра-
вительством. Даже на встрече с посольством США в Азербайджане, в том числе с 
представителями радиостанций Свобода и Голос Америки, председатель Нацио-
нального Совета Телевидения и Радиовещания объяснил это как то, что деятель-
ность этих радиостанций на основе договора с какой-то частной компанией неза-
конна и процесс предоставления им лицензии должен осуществляться на основе 
международного договора. И в Азербайджане должен использоваться этот договор 
(www.trend.az).  

В результате переговоров представителей Администрации США и посольства 
этой страны в Азербаджане с правительством в очень короткое время 8-го декабря 
2006-го года Национальный Совет Телевидения и Радиовещания предоставил каж-
дому из этих двух радио отдельную частоту. Руководитель структуры еще более 
активизировал обсуждения с Государственным Департаментом США, с Американ-
ским Советом Управления Вещанием (BBG), с Департементом по делам Маркетин-
га (İBB) и с посольством США по поводу выдачи радиостанциям лицензий и в де-
кабре 2006-го года Департамент по Делам Маркетинга (İBB) и представители ра-
диостанции Голоса Америки, совершив визит в Баку, встретились с помощником 
Президента Азербайджана по СМИ, руководителем Национального Совета Телера-
дио, а также с министром связи и Информационных Технологий. После этой встре-
чи с января 2007-го года было разрешено вещание радиостанций Свобода и Голос 
Америки на отдельных частотах 101.7 FМ. После этого начался новый этап для ра-
диостанций. Появились новые формы конкуренции и местных медиа, и этих зару-
бежных радиостанций на информационном рынке. Это оказало позитивное влияние 
на аудиторию радиослушателей. В сравнении с прошлыми годами начала расти ау-
дитория слушателей различных слоев.  

В отличие от радиостанций Голос Америки и ББС в передачах радио Свобода 
были сделаны резкие изменения и корпорация, принимая свое стратегическое 
решение стала готовить программы для изменения фокса, новизны сети программ, 
расширения слушательской аудитории и привлечения молодежной аудитории. 
Координатор Азербайджанского представительства радиостанции Свобода Яхья 
Мирзаев в интервью газете «Наш век» отметил в связи с деятельностью радио, что 



 
НАСИБОВА А. М. 

 264

они принимая за основу принцип «Демократическое общество – знающее 
общество», стараются быть информированными о всех важных отраслях общества и 
тенденциях в Азербайджане [4]. В этот период все три радиостанции в своих 
передачах отдавали просторное место знаниям не только в политике и экономике, 
но и здравоохранении, образовании, прав потребителей, жизни интересных людей. 
Представители радио, говоря о том, что работают по этому принципу, добились 
расширения слушательской аудитории, отмечали, что неправильно оглашая в эфире 
субъективные мысли звать всех соглашаться с ними, и поэтому они отдавали пред-
почтение политикам.  

Но в преддверии президентских выборов 2008-го года на радиостанции Свобо-
да критические материалы снова стали преобладать. А в передачах «Поезд выбора», 
«После работы», «Панорама» все больше представлялись критические мысли мест-
ных и зарубежных экспертов в связи с выборами, давались выступления представи-
телей оппозиционных партий. В местной прессе, в особенности в проправительст-
венных газетах эта позиция радиостанции была встречена резко. В статье газеты 
«Новый Азербайджан» под названием «Свободна ли радиостанция «Свобода»?», 
критикуясь, враждебная позиция радиостанции к Азербайджану, так объясняется 
замена в логотипе голубого цвета на оранжевый: «Между лого, которое находится в 
центральном офисе, являющемся основным столпом радиостанции и вывеской, вы-
вешенной с Баку, разница очень большая. Итак, центральный офис определил для 
себя голубой цвет, а цвет Азербайджанского отделения оранжевый. Нет нужды 
много думать, чтобы определить значение, которое несет в себе оранжевый цвет. 
Всем известно, что основной источник финансирования цветных революций, под-
нявших голову несколько лет тому назад в пост-советском пространстве был Фонд 
Сороса. Сорос определял внешний цвет этих революций. В те времена ни для кого 
не было секретом существование идеи совершения такой революции и в Азербай-
джане и ему дали название «оранжевой революции» [5].  

Начиная именно с этого времени, основываясь на законодательстве 
Азербайджана, в прессе то тут, то там стали выражать отношение по поводу 
неправильности вещания радиостанций на местных частотах с юридической точки 
зрения. Национальный Совет Телевидения и Радиовещания, а также другие имею-
щие к нему отношение структуры начали выражать свое мнение по поводу рассмот-
рения вещающих в Азербайджане всех зарубежных СМИ. Даже председатель 
Национального Совета Телерадио Нуширеван Магеррамли выразил свое конкретное 
мнение о прекращении свободного вещания радиостанций Голос Америки, Свобода 
и ББС начиная с 2009-го года. По его словам, в последующие годы для вещания ра-
диостанций на местных частотах лицензия выдаваться не будет. Он это обосновал 
тем, что зарубежные радиостанции, как и в странах Европы, в Азербайджане могут 
вещать свои передачи посредством спутника, интернета и кабельной сети 
(www.apa.az). Национальный Совет Телерадио также заявил, что решение о 
прекращении вещания возможно не будет касаться всех радиостанций. Но одной 
или двум радиостанциям будет предоставлена возможность на определенное время 
продолжить свое вещание на местной частоте (www. turaninfocom). В связи с этим 
вопросом радиостанция Свобода сразу же выразила свое мнение агентству «ANS 



ПРИЧИНЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ВЕЩАНИЯ НА МЕСТНЫХ ЧАСТОТАХ РАДИО 
«СВОБОДА», «ГОЛОС АМЕРИКИ» И «ББС» (ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ СЛОВА … 

 265

PRESS» и руководство радиостанции заявило о том, что находится в курсе событий 
и серьезно рассмотрело этот вопрос: «Мы все еще оцениваем информацию и нахо-
димся в предверии принятия решения об ответе. Мы верим, что радиостанция Сво-
бода играет важную роль в преподнесении Азербайджанскому народу профессио-
нальных и не подверженной цензуре новостей и мы намерены продолжать эту рабо-
ту и после этого» (www.anspress.com). Уже в кануне этого между двумя сторонами 
начинается интенсивная полемика и сразу после Свобода служба ББС выходит с 
заявлением: «»ББС уже более 15 лет имеет хорошие связи с партнерами в Азербай-
джане. В то время как растет потребность в международных новостях мы намерены 
обеспечивать слушателей в Азербайджане надежной, бескорыстной, независимой 
информацией и новостями. ББС продолжает следить за развитием событий» 
(www.bbc.co.uk.azeri). Решение Национального Совета Телерадио о прекращении 
вещания зарубежных радиостанций в обществе обосновывалось и политическими 
мотивами. Руководитель структуры Нуширеван Маггерамли в свою очередь отме-
тил, что это не несет в себе никакой политической мотивации: «Прекращение в 
стране самостоятельного вещания зарубежных радио и телевидений не несет в себе 
никакой политической цели и этот шаг не направлен против свободы слова. Если 
это против свободы слова, то как получается, что мы намерены предпринять такую 
же меру против канала ТРТ братской Турции» (www.bbc.co.uk.azeri). 31 октября 
2008-го года председатель Совета Азербайджанского Телерадио вновь выразив по-
зицию мнению Совету Вещательного Управления США в очередной раз объявила, 
что зарубежные медиа вещания, которые идут в эфир на частотах, находящихся под 
контролем правительства, конкретно будут приостановлены в 2009-ом году: «Реше-
ние принято в связи с соответсвием Европейским и международным стандартам» 
(www.voanews.azeri). Тогдашний посол США в Азербайджане Энн Дерси отметила в 
передаче «После работы» радио Свобода, что в последние 15 лет – когда бывший 
президент Гейдар Алиев дал возможность этому радио вещать в Азербайджане, оно 
дало развитию страны большой толчок: «Радио Свобода так же важно и для 
азербайджанцев и для нас» (www.azadliq.org).  

В отличие от многих местных экспертов, которые говорили о ситуации как о 
политическом шаге, зарубежные эксперты, политические лидеры и дипломаты вы-
ражали свое отношение лишь о его законных сторонах. Но в это время тогдашний 
посол Норвегии в Азербайджане Йон Ронберг заявил, что процесс является полити-
ческим требованием. На позицию посла Ронберга был выражен протест Министер-
ства Иностранных Дел Азербайджана. В заявлении Министерства говорилось, что 
Норвежская сторона должна быть в своих заявлениях более внимательной, потому 
что подобная ситуация может повредить развитию двусторонних отношений. То-
гдашний главный секретарь Европейского Совета Терри Девис, Государственный 
Департамент США, специальный представитель ОБСЕ по свободе медиа и слова 
Миклош Харашти и другие международные структуры начали выступать с нескон-
чаемыми заявлениями и считали необходимым продолжение вещания радио на ме-
стных частотах. А такие международные медиа организации как Фридом Хаус 
(Freedom House), Репортеры без Границ расценивали это как ограничение свободы 
слова и выражения. Руководитель Бакинского бюро Свободы Хадиджа Исмайлова 



 
НАСИБОВА А. М. 

 266

тоже в интервью газете «Нью-Йорк Таймз» оценила запрещение вещания радио на 
местных частотах как шаг, направленный против плюрализма: «Это радио было 
единственным местом, где оппозиция могла выражать свои мысли, где могли состо-
яться дебаты». Однако как ответ всему этому председатель Совета Национального 
Телерадио Азербайджана Нуширеван Магеррамли счел возможным урегулирование 
вопроса вещания всех трех радио на местных частотах только лишь 
межгосударственным соглашением. По его словам, «прекращение вещания 
зарубежных радиостанций на местных частотах полностью соответсвует 
Азербайджанскому законодательству». Этим он еще раз отметил настойчивую 
позицию Азербайджанского правительства в этом вопросе и то, что прекращение 
вещания зарубежных радио на местных частотах не нарушает каких-либо 
международных норм. Председатель Национального Совета Телерадио в последний 
раз в США в декабре 2008-го год встречается с представителями Совета Управления 
Вещания Дуог Бойнтоном, представителем радио Свобода Джулией Регана, 
директором отдела связей с общественностью посольства США в Азербайджане 
Терри Девидсоном, а также с советником посольства по политическим вопросам 
Джоанной Гансоном и раскрывает позицию Азербайджанского правительства. На-
конец, 30-го декабря 2008-го года Совет Телерадио выносит решение о вещании за-
рубежных радио. 1-го января 2009-го года деятельность всех трех радио на местных 
частотах приостанавливается. Но и после ликвидации у радио частот ФМ 
переговоры между Азербайджанским правительством и Советом Вещания Америки 
продолжаются и в феврале 2009-го года Азербайджанскому государству поступают 
предложения и от Совета Вещания Америки, и от корпорации ББС по поводу зару-
бежных радиостанций.  

Выводы и перспективы. В начале марта 2009-го года, находясь с визитом в 
Баку, американский сопредседатель Минской Группы ОБСЕ того времени, 
помощник заместителя государственного секретаря США Метью Брайза отмечает, 
что восстановление вещания зарубежных радио очень важно для отношений между 
Азербайджаном и США: «Во время визита в Баку мы с президентом Ильхамом 
Алиевым обсудили вопрос прекращения вещания зарубежных радио на частотах 
ФМ в Азербайджане. В данный момент для восстановления вещания радио перего-
воры между сторонами продолжаются. Последние результаты всех этих перегово-
ров будут известны после принятия решения президентом Ильхамом Алиевым» 
(ww.sia.az ).  

Начиная с 1-го января 2009-го года радио начали отдавать большее 
предпочтение деятельности своих интернет сайтов, оперативности и динамичности. 
Именно после этого для радио начался новый этап.  

 
Литература 

1. Свобода выражения в Европе. Баку, «Издательство Европейского Совета», 294 стр.  
2. Ахмедли Н. Средства Массовой Информации в политической агитационной системе в зарубеж. 

Баку, 2004, Издательство Бакинского Университета, 74 стр.  
3. Газета «Баку новости», Баку, 2006, декабрь  
4. Газета «Наш век», Баку, 2006, октябрь  
5. Газета «Новый Азербайджан», Баку, 2008, 8 августа 
 



ПРИЧИНЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ВЕЩАНИЯ НА МЕСТНЫХ ЧАСТОТАХ РАДИО 
«СВОБОДА», «ГОЛОС АМЕРИКИ» И «ББС» (ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ СЛОВА … 

 267

Насибова А. М. Причини припинення мовлення на місцевих частотах Радіо «Свобода», «Голос 
Америки» і «ББС» (обмеження свободи слова чи вимоги місцевого законодавства) / А. М. Насибова // 
Вчені записки Таврійського національного університету імені В. І. Вернадського. Серія «Філологія. 
Соціальні комунікації». – 2014. – Т. 27 (66), № 3. – С. 262–267. 

Виниклі на початку минулого століття з боку провідних країн світу і розраховані на зарубіжну 
аудиторію зовнішні мовні служби радіостанцій Свобода, Голос Америки і ББС володіли великою рол-
лю, яка не знає кордонів. Однак з 1 січня 2009- го року закордонним радіокомпаніям було відмовлено у 
ліцензії на мовлення передач на частотах місцевих приватних радіокомпаній на основі контракту та 
окремих частотах, передбачених для міжнародних радіо. Починаючи з 1-го січня 2009-го року радіо 
почали віддавати більшу перевагу діяльності своїх інтернет сайтів, оперативності та динамічності. 
Саме після цього для радіо почався новий етап. 

Ключові слова: трансляція, FM- частота, місцеве законодавство, міжнародні стандарти, вимога 
приватних компаній, вимоги ББС, передачі радіо «Свобода», трансляційна технологія радіо «Голос 
Америки». 

 
Nasibova A. M. Reasons for stop of the broadcasting on local frequencies Radio “Liberty”, “Voice of 

America” and “BBC’ (restriction of speech and expression freedom or local regulations) / A. M. Nasibova // 
Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. – Series: Philology. Social communica-
tions. – 2014. – Vol. 27 (66), No 3. – P. 262–267. 

Emerged at the beginning of the last century by the leading countries of the world and intended for a for-
eign audience external broadcasting service of Radio Liberty, Voice of America and BBC had a big role with-
out frontiers. And today, having sufficient audience Voice of America, BBC and Freedom in the Azerbaijani 
language can be divided into two historical phases: the first phase - a period of broadcast transmissions for the 
Federal Republic of Azerbaijan, which was part of the Soviet Union, and the second phase - a period when 
Azerbaijan gained independence. After Azerbaijan gained independence, these radio began broadcasting freely 
on local waves and opted for a more qualitative broadcasting technology. After gaining independence Azerbai-
jan radio “Freedom”, “Voice of America” and “BBC” take an agreement with the Azerbaijani government to 
broadcast on local radio frequencies. However, from January 1st of 2009 foreign radio companies was denied 
a license to broadcast on frequencies of local private radio companies on a contract basis and the individual 
frequencies provided for international radio. This measure was ambiguous perceived in society. National 
Committee for Radio and Television said that the legality of this decision based on the Azerbaijan legislation. 
At the moment, restoring radio broadcasting negotiations between the parties are continuing. Recent results of 
these negotiations will be known after the decision by President Ilham Aliyev. “Starting from January 1st of 
2009 the radio started to give more preference to the activities of their web sites, speed and agility. It was after 
this the radio began a new phase”. 

Keywords: Broadcast, FM frequency, local legislation, international standards and the requirement of 
private companies, the requirements of the BBC, radio “Freedom”, translational technology, radio “Voice of 
America”. 

 
Поступила в редакцию 03.03.2014 г. 




